1 июля состоялась презентация карты климатических инициатив и климатических профилей компаний — прикладного инструмента, разработанного по инициативе компаний ESG Альянса и призванного представить широкому кругу заинтересованных сторон всю «палитру» климатических инициатив российского бизнеса.
Ирина Петрунина, директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития РФ, задала общую рамку дискуссии и представила краткий обзор по нормативно-правовой деятельности министерства в части климатического регулирования. Так на сегодняшний день услуги оператора Реестра углеродных единиц освобождены от уплаты НДС; иностранные юридические лица теперь могут открывать счета в Реестре углеродных единиц и осуществлять действия с углеродными единицами; с 1 июня 2024 года при регистрации климатического проекта публикуется проектная документация по климатическому проекту, отчеты аккредитованных организаций с заключениями по итогам валидации проекта и верификации его результатов. В этой связи постоянный диалог с бизнесом является приоритетом для Министерства: «Нам очень важна обратная связь от бизнеса, чтобы быстрее реагировать на его запросы и обеспечивать успешную реализацию климатических проектов ведущими компаниями с учетом интересов государства», - отметила Ирина Петрунина.
Татьяна Романенкова, старший менеджер функции «Климатические инициативы и углеродное регулирование» СИБУРа, поделилась опытом компании по диверсификации портфеля климатических проектов и успешной реализации различных механизмов использования углеродных единиц. Важным направлением в климатической деятельности компании является поиск покупателей и реализация углеродных единиц на иностранных рынках, в частности, в Турции и Китае, где, по словам Татьяны, наблюдается интерес со стороны потенциальных международных партнеров.
В компании «Полюс» работа по снижению выбросов ведется уже давно, но первый климатический проект был зарегистрирован в этом году. Дарья Григорьева, директор по устойчивому развитию Полюса, отметила, что карта климатических инициатив Альянса даёт возможность продемонстрировать прогресс компании на самом раннем этапе создания климатического проекта, ещё до момента его валидации и регистрации - процесса, который может занять длительный период времени.
В рамках дискуссии коснулись и темы потенциала сельскохозяйственной отрасли в области сокращения выбросов парниковых газов. Сергей Кудряшов, начальник отдела устойчивого развития Фосагро,рассказал об исследовательской деятельности компании в этом направлении, а также отметил необходимость увеличения спроса на низкоуглеродную продукцию, которая в свою очередь может повысить интерес бизнеса к климатическим проектам.
Елена Мякотникова, директор по устойчивому развитию РУСАЛа, рассказала о подходе компании к продвижению климатических инициатив и высоко оценила усилия Минэкономразвития РФ в части повышения качества и прозрачности информации по климатическим проектам, так как от этого напрямую зависит качество и стоимость углеродных единиц как материальных активов компании.
Переходя непосредственно к обсуждению возможностей и функционала нового продукта Альянса, модератор дискуссии Оксана Гогунская, Генеральный директор АО «Контур», национального реестра углеродных единиц, оценила новый сервис как актуальный, полезный рынку и комплементарный существующей инфраструктуре реализации климатических проектов, пригласив представителей компаний более активно делиться собственными планами и достижениями на разных стадиях реализации таких проектов, фиксируя их на карте через предусмотренную в приложении форму подачи заявки онлайн.
«Карта задумывалась как визуально удобный и привлекательный инструмент, бесплатный и публично доступный, который будет способствовать популяризации климатической повестки и даст пользователям возможность в динамичном и удобном формате на единой цифровой платформе получить информацию об усилиях российских компаний в области декарбонизации», - так описал задачу нового сервиса Алексей Спирин, директор департамента по управлению экологическими и климатическими рисками компании компании «Эн+», возглавляющей рабочую группу ESG Альянса по климату. Он также упомянул о планах ESG Альянса создать английскую версию сервиса, поскольку на момент представления концепции будущего проекта еще в 2023 году в ходе COP28 в Дубае - он вызвал живой интерес иностранных партнеров.
Владимир Лукин, партнер Kept (компании-разработчика сервиса) и ведущий эксперт в области климата,особо подчеркнул растущий повсеместно тренд на раскрытие и прозрачность информации по всем компонентам ESG, включая климатическую информацию. По его словам, карта – инструмент формирования такого рода «доступной инфраструктуры» для повышения прозрачности и информированности, что важно для всех стейкхолдеров: будь то инициатор климатического проекта, или будущий покупатель углеродных единиц, или регулятор, или торговая площадка.
Александр Краевой, начальник Управления производственного инжиниринга и устойчивого развития РусГидро, также положительно оценил появление сервиса и для энергетической отрасли, и для рынка в целом, отмечая в том числе, его вклад в формирование прозрачной, эффективной и здоровой конкурентной среды для реализации климатических проектов.
Не остался без внимания и главный вопрос, интересующий бизнес: вопрос создания понятных стимулов для компаний заниматься климатическими проектами сегодня, в условиях раннего развития рынка углеродных единиц в нашей стране. Эксперты коснулись и темы спроса на углеродные единицы.
Максим Кочетков, руководитель направления устойчивого развития ПАО «Московская биржа», подчеркнул необходимость повышения маркетингового спроса на углеродные единицы. «Ситуация, когда предложение на рынке существенно превышает спрос в течение долгого времени, скорее всего вынудит компании начать отказываться от климатических проектов. Чтобы не допустить этого, необходимо провести «национальный маркетинг углеродных единиц», то есть трансформировать тонну СО2 в понятный покупателю, ликвидный и востребованный товар. И здесь важно, чтобы регулятор в лице Минэкономразвития задавал правильный вектор».
В этой связи Ирина Петрунина поделилась планами министерства в отношении создания факторов роста спроса, в частности тем, что Минэкономразвития разрабатывает проект постановления, обеспечивающий возможность погашения углеродными единицами углеродного следа любого заинтересованного лица. «Мы рассчитываем, что новый порядок значительно упростит обращение углеродных единиц и повысит спрос на них», - отметила Ирина.
О необходимости и важности усиливать спрос говорил и Владимир Зотов, Президент Ассоциации «Клевер», причем с позиции отраслевого объединения, члены которого в основном принадлежат к сегменту МСП. Так Владимир уверен, что если рынок увидит реальные экономические выгоды от реализации климатических проектов (а драйвером этого неизбежно станет развитие спроса на углеродные единицы) – то это станет фактором дальнейшего роста углеродного рынка в России в целом, в том числе, за счет вовлечения малого и среднего бизнес в климатические проекты, что пока не является приоритетной задачей для таких компаний.
Запись мероприятия доступна по ссылке: